Фортепианное отделение

 

Фортепианное отделение существует с первого дня открытия школы (1971 год).  Это отделение, как правило, одно из самых многочисленных в школе в силу универсальности, современности и популярности инструмента. Здесь обучается почти четверть основного контингента школы. Срок обучения – 5, 7 лет. Восьмой (шестой) год обучаются ребята, у которых  есть необходимость в ранней профессиональной подготовке.

Помимо основного предмета фортепиано обучающиеся дополнительно могут получать предмет "фортепианный ансамбль" или "аккомпанемент", что даёт им возможность в большей мере реализовать свои способности.

Фортепианное отделение – это одно из популярных отделений в школе. Наряду с опытными педагогами, воспитавшими не одно поколение юных пианистов, на отделении работают и молодые специалисты, в том числе – наши выпускники. Благодаря этому сложилась не только профессиональная преемственность в сфере педагогического мастерства, но и успешно развивается тенденция сочетания «проверенных» академических традиций преподавания с новыми современными методиками. 

В основу образовательного процесса на фортепианном отделении положена концепция развивающего обучения – работа над приобретением и совершенствованием исполнительных  навыков находится в неразрывной связи с всесторонним  развитием личности ученика, расширением его общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. 

Применяемые программы осуществляют всестороннее развитие обучающихся комплексно, связывая все виды образовательной деятельности. Поиск нетрадиционных форм, методов организации учебной деятельности обучающихся дает большой простор для творчества педагога в учебно-воспитательной работе с учеником. Традиционное академическое образование сочетается с современными требованиями музыкальной педагогики.

  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Фортепиано" предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков в занятия по музыкальному инструменту включены формы ансамблевого музицирования.

Цель программы - обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Срок обучения – 4 года

  

Учебный план включает в себя следующие предметы и дисциплины: Основы музыкального исполнительства (фортепиано) – 2 часа в неделю; Беседы о музыке – 1 час в неделю; Занимательное сольфеджио – 1 час в неделю; Хор (по желанию) - 1 час в неделю; Фортепианный ансамбль (по желанию) - 1 час.

Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основ музыкальной грамоты;
  • исполнение музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
  • умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
  • приобретение навыков публичных выступлений;
  • владение информацией о жизни и творчестве великих композиторов (зарубежных, русских, советского периода).

 

Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа "Фортепиано" направлена на приобретение детьми умений, знаний и навыков игры на фортепиано, приобретение обучающимися теоретических и практических знаний в области музыкального искусства, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимыми навыками самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения обучения.

Цель программы - обеспечение развития творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы профессионального образования.

Срок обучения по программе – 5 /8 лет

Учебный план включает в себя предметы: «Специальность и чтение с листа» – 2 - 2,5 часа в неделю; «Ансамбль» – 1 час в неделю; «Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 класс – 1 - 1,5 часа в неделю; «Музыкальная литература» – 1 - 1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 1 - 1,5 часа в неделю. Дополнительный инструмент (по желанию) - 1 час в неделю

Ожидаемый результат:

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знания в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, анализу исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов, приобретение опыта концертных выступлений.